Наташ, я думаю, что границы допустимо и не допустимого все равно надо выстраивать с подростком. а так, на многое закрывать глаза, пережидать бури молча, истерики. они потом сами бывают благодарными за то, что родитель не усугубил, не ставил акцент, когда их колбасит: истерики, хамство, вспышки агрессии.. не усугубил, просто закрыл уши, дал возможность проистерить. то есть- есть правила, которые касаются жизни и здоровья, их выполнять и жесткие границы. на остальное - все перестраивать, пропускать, не реагировать. и жалеть, да))
я ходила на лекции к антропологу, к генетику в антропологии. она занималась всяческими исследование с командой в полевых условиях несколько лет. в Австралии. жили в племени аборигенов. очень интересно рассказывала как они там живут, почему, зачем и ты ды.
но у нее фишка была - подростки. поскольку она генетик. так вот, она (ученый) говорила, что вы даже не представляете какой это сложный период для организма и психики. мега-сложный. такого периода в жизни человека больше нет. даже старческий организм обладает механизмом адаптации на клеточном уровне. старик может себя очень плохо чувствовать и органика долбает по психике, но в какой-то момент включается ресурс, и все адаптируется. у подросткового организма такого механизма нет! вообще нет и очень опасный период. организм буквально штырит и сбоит на всех уровнях. и когда подросток жалуется: - я плохо себя чувствую. а на вопрос "что болит" отвечает : - все! ему надо верить. у него действительно все болит и организм работает на грани возможности. и естественно психика туда же. и нет никакого адаптирующего механизма. она говорила, что , к примеру, в транспорте, если заходит подросток и старик/старуха, она уступает место подростку несмотря на то, что в обществе так не принято. объясняла почему. и призывала беречь подростковый организм всеми силами.