Повышенная красота - это еще ничего! Вот если к ней, родимой, добавляется еще много всяких разностей (а их есть у меня!), то это ваще отпад.
Появилсь совсем недавно у меня еще одна небезынтересная аудитория. Профессиональная, готовят дикторов для радио. Орфоэпия, культура речи, голосовые техники, актерское мастерство - и тут я такая, со своими инсинуациями на тему практической психологии.
Я - практик, почти 30 лет в психологии. Чего только ни насмотрелась, ни наслушалась. В телике и радио тоже неоднократно сиживала. И это с моим-то говором урожденной уралочки!
Кстати, говор довольно сильный и сейчас, если я устала или взволнована. Благо, взволновать меня уже мало, что может, а насчет усталости - автопилот работает, надежнейшя штука.
А занятия, как водится, глубоко вечерние. То есть прихожу я туда уже на автопилоте.
Открываю рот пошире (говор!), и автопилот включаю. Пургу несу, как чукча - что вижу, то пою. Говорят, студентам нравится... Ну и ладненько.
А уральский говор - это само по себе песня!
Его из нас, молодых сотрудников ГОСУДАРСТВННОГО телефона доверия палками вышибали! Ну, тогда, тридцать лет тому назад, вообще ответственно относились к тем, кто что-то излагает.
До этого-то я никакого говора в себе и не замечала... Только, помнится, тетушки мои - одна харьковская, другая московская, картинно морщились и глаза закатывали при встрече: Урал приехал! И очередь в аэропорту была легко узнаваема: вот они, люди, которые вместе со мной возвращаются на малую родинку!
А на речевых тренингах все и вскрылось: что рот мы экономно открываем, челюсти всегда сжаты, губы, щеки и прочие мышцы вокруг речевого отверстия всегда напряжены... И говорим-то мы, глотая куски слов, и вечно как будто спрашиваем, и многоударность по ушам режет! Многоударность - это когда, например, позвать кого-то надо. Москвичи орут: "МАшка!", а уральцы: "МАшкЯ!" Сколь есь гласнх, столь и удрям, ак че ш! (это я транскрибировать пытаюсь, прелесть говора передать!)
Уральцы, давно живущие в Москве, все равно внутри себя, как вирус герпеса, этот говор несут. Для людей не публичных оно бы ладно, так ведь и на радио, и на ТВ уральцев сколь угодно, опой ешь!
Выбивали говор профессионалы, старейшие преподы из нашей театралки, сплошь остатки ссыльнопоселенцев, которые говор так и не приобрели. Он обычно "с молоком матери" впитывается. Что характерно, моя мамочка носителем говора вообще не является, хотя родилась и выучилась, и в люди выбилась исключительно на Урале. Вот что значит непрестанная работа над собой и стремление к лучшему, которое, конечно, впереди! А вот папа и его родня - те да, те исключительно по-уральски буровили, и сейчас тоже, а как же!
Говор наш, люди бают, организовался в суровых условиях Сибирского тракта, градообразующей пересыльной тюрьмы... В кандальном строю особо не поговоришь - только зашевели речевым аппаратом, вмиг схватишь по пилятине! Да и холодно на морозных-то ветрах рот разевать, гланды застудишь!
Странно так! Новосибирск, к примеру, без говора обошелся, а условия примерно те же!
Таки я о чем сегодня? А, о школе радио!
Так вот, туда ни с какими говорами не берут, прямо на кастинге отсекают. Народ молодой, активный, устремленный к публичной деятельности - на хромой козе не объедешь!
Я все время у руководства спрашиваю: им нравится, или они из вежливости меня слушают? Вроде бы никакой психологией сейчас никого удивить невозможно!
а мне говорят6 наши - оне такие, если что не нра, так они и слушать не будут, уйдут, да и все. Дескать, сразу почувствуете, если что не так!
а как я почувствую, если я в полном упоении собой пребываю? Прямо как птица на вице - когда пою, ничего не вижу, ничего не слышу!
И всегда на импровизе, ситуативненько так журчу. Студент, бывало, вклинится в микропаузу: ой, повторите, пожалуйста! Я записать не успеваю!
А я, такая: ЧЕГО?!! Повторить? А что я сказала?
Не повторяется такое никогда. Нести пургу - это я именно на радио научилась.
"Сегодня, как и всегда по пятницам, в ночном прямом эфире радио "Надежда", программа "Поговори со мною ночью" и я, психолог Ария! Вы можете позвонить..."
Столько было приключений в ночном эфире в доме на Пятницкой, романы писать можно, о суровых 90-х...
Но мне пока ближе романтичные 80-е, о них и пишу. До "Надежды" пока руки не доходят. Жаль, рук мало, и писать получается не так быстро и складно, как пургу нести.
За сим откланиваюсь, всем наиудачнейшего солнечного дня!