Привет всем!
Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества»
Думал, что из-за работы дочитаю к концу следующей недели, но книга так захватила, что закончил читать сегодня поздно ночью. Пишу отчет, а это очень непросто)))
Потому что….
Потому что….
Потому что это в двух словах не объяснить))))
Война, политика, революции, паровозы, джунгли, 72 ночных горшка, лотереи, летающие тарелки, летающие циновки, криптография, призраки, гадалки, падшие ангелы, спрятанные клады, комната с остановившемся временем, церковники, адвокаты, капиталисты, забастовки, любовь, секс, запретный секс, измены, рождения, смерти, цыгане, турки, гринго…………… И это далеко не все)))))
Действие в книге разворачивается вокруг описания жизни рода Буэндиа. Понятно, что в описании длительного промежутка времени, где действует множество персонажей, трудно выделить какой-то определенный сюжет. Но в случае с Маркесом все намного сложнее. Я бы сравнил сюжет с калейдоскопом, внутри которого тысячи разноцветных осколков и читатель абсолютно не представляет, в какую картинку сложатся эти частицы при следующем повороте калейдоскопа. При этом автор постоянно использует мистические и сюрреалистические вкрапления в роман: то души умерших просят поговорить с живыми из-за скуки, которая царит в загробном мире, то на город нападает страшная болезнь бессонницы, в результате которой все население забывает название и назначение окружающих предметов. А еще в каком-то моменте для того, чтобы удалить нестерпимый запах пороха отчаявшиеся жители города перестают натирать мертвеца благовониями и пытаются свести запах путем варки тела на медленном огне.
ЧТО ЗА ДИЧЬ???? Варить мертвеца????
Нет))) Это так дико звучит в моем изложении)) У Маркеса все проще и абсолютно не шокирующе))
Интересно, но повествование идет сплошным потоком, одно действие сменяется другим с головокружительной скоростью и практически без разрывов главами и отступлениями (редко встречается пауза в двойном межстрочном интервале – не более того). В начале одной страницы сюжет может быть сконцентрирован на смерти жены Аурелиано, а в конце той же страницы Амаранта выкидывает такие фортели, что мы уже забываем о предыдущей трагедии. На каждой странице – по паре готовых идей для целого сериала))))
Однако, постепенно ритм повествования замедляется: все как в жизни. Бурный рост начинает стихать и к концу книги круговерть событий все больше и больше начинает уступать место их осмыслению. В конце книги само время начинает как будто застывать смолой: если дождь – то не прекращается 4 года, а за ним идут 10 лет без единой капли.
Книга по сути - набор историй и сказок для взрослых. При чем «для взрослых» - это вполне конкретно, потому что можно сбиться со счета по количеству инцестов уже к середине книги. И опять же – у Маркеса нет пошлого описания, все можно охарактеризовать как «гармонично» (О_о….. М-да уж…. Инцест- гармонично… Однако, у Маркеса это получается)
Спойлеры?
Дело в том, что спойлеры на «Сто лет одиночества» сделать невозможно. Это все равно, что назвать спойлером рассказ о том, что в Большом Энциклопедическом Словаре можно в великом множестве встретить букву «а», много букв «б», много букв «в»….. Потому что столько событий, столько историй – что просто закачаешься и запутаешься)))) Примечательно, что герои не делятся на положительных и отрицательных. У каждого свои весьма нехилые тараканы в голове, но и никто не обделен и определенными достоинствами. Это предохраняет читателя от симпатий/антипатий. Возможно, я применил неправильное слово «симпатий». К героям испытываешь сожаление. В конце концов, каждый из них по-своему несчастен и, как это понятно из названия, основное несчастье – в глубоком личном внутреннем одиночестве.
И знаете что? Я думаю, что восприятие книги для каждого сверх индивидуально. В этом и есть ее основной плюс. Как мы все по-разному воспринимаем жизнь, так по-разному должны воспринимать Маркеса. Находить мудрость там, где другие видят глупость. Отрицать как несусветную дичь то, что другие воспринимают за истину. Где-то плакать, где-то смеяться, где-то сопереживать, где-то возмущаться.
Главное – с интересом смотреть на окружающий мир. Равнодушие неприемлемо.
Перо в руке держал автор, но рукой двигало какое-то существо из высшего мира. Это просто космос!
Без сомнений - 10 из 10