Всем - здравствуйте!
Дожили мы с вами до понедельника!
Друг Никола уже в нетерпении, как, Коль, бессмысленна ли жизнь еще?
(Я буду тебя всякими околокольными именами звать, и, если ты на самом деле Петя или там Вася - не обижайся, ладно? Каков ник, Таков и Никола!)
Во-первых, спасибо за вопрос! Садитесь, пять! Я всем своим студентам за хороший вопрос готова высший балл ставить, ибо чаще всего люди боятся спрашивать, или ленятся, или просто дундуки...
(Профессорша поправляет очки на удовлетворенно вспотевшем переносье)
- Смысл жизни... хм, мой юный друг! дело, видите ли, в том, что все на свете фуйня! Кроме пчел.
А если хорошенько подумать... (ну, ты в курсе!)
Но ведь если "вечные" вопросы задаются испокон веков, значит, это кому-нибудь нужно...
Ник, я не буду сильно академичной, я постараюсь просто, но все равно будет слишком много букафф...
А впрочем, какая разница? Кому не нравится - пусть не смотрят!
Издалека начну.
Про инстинкты все знаешь?
В современной околопсихологии больше принято говорить "о высоком", типа, мы - высшая форма существования... Это напрасно, хотя и инстинктивную природу чела тож переоценивать не стоит. Гдде-то посередине правда, посередине...
Итак, как существо инстинктивное, человек мало сложностей испытывает в период физиологического взросления. А че? кушай, спи, одевайся по погоде, слушайся старших...
Считается, что "сложности" начинаются в подростковый период. Не у всех, Коль, не у всех...
Существо, управляемое инстинктами, прекрасно встраивается в стадо человеческое и фигарит себе по жизни в своей строго определенной колее, и мало кто догадается, что существо это "без шестых чувств"...
А вот возникновение сложных вопросов бытия и характеризует развитие в существе такой странной штуки - личности.
Я, Коль, не на лекции, конспектов у меня нет, я так, размышляю...
Что есть личность, нафига такой боян, ежлив от нее только тараканы в голове заводятся, и в жизни существа начинаются вполне ощутимые трудности? Зачем оно, это самое развитие, этот пресловутый личностный рост?
Вишь, какая прелесть - вопрос "почему?" он из серии "инстинктивных", базовых. К базовым потребностям относится и любопытство, и даже общение с себе подобными.
А вот вопрос "зачем?" - это уже из смыслообразующих, вопрос развития...
Пирамидку г-н Маслоу рисовал, помнишь, ну, пирамиду потребностей... Я тут пошалила, да и все это дело с русского на русский перевела...
1-й год жизни - рождение - пробуждение базовых потребностей - зачем? (цель, смысл, задача) - научиться понимать свои потребности, сообщать о них, удовлетворять их при помощи старших.
2-год - пробуждается потребность безопасности, острая, как боль - цель боли - научиться самостоятельно или с помощью других находить "зону комфорта", "лекарство от страха"
3-год - потребность в любви, любить и принимать любовь, потребность быть значимым, замеченным...
(вот здесь и начинается инфантилизм, отказ от роста личности. многим существам словить внимание - удовлетворить потребность! ифсе! А че исче надо?
4-год - потребность в уважении Это че делать надо? А помогать! Ибо помогая другим, ты становишься сильным и значимым, и получаешь признание и уважение сородичей. И ДЕЛАТЬ, в конце концов, то, что у тебя лучше всего получается. И знать, что ты делаешь это с каждым днем лучше...
5 -й год Знать и понимать. Законы и правила. Познавательная возникает при условии научения удовлетворять предыдущие.
6-й. творчество, (эстетическая) Создавать свою красоту и порядок...
7 -й (приколись!) - год преодоления! (самоактуализация - она как экзамен, а ну, чел, покажи миру, на что ты теперь способен?) и это тоже потребность, ощущаемая, как боль.
А дальше? А дальше снова, с приращением, конечно, по спирали - зацени, а как изменились твои базовые потребности? А что надо изменить в способе их удовлетворения, чтобы удовлетворение получать? (без кайфу нет лайфу, мы ж с тобой, Коль, договаривались!)
И так каждые семь лет... переход от семилетки к семилетке - кризис. Если личность (а это о тех, кто на третьей ступеньке не остановился, кто попробовал все же на вкус, цвет и сопромат все семь ступенек) "отказывается" по пирамиде вверх ползти, то остаются у нее в запасе лишь те самые инстинкты, и башка, начиненная непереваренными сведениями.
Далее. Каждая семилетка - как новая школа. Зачем?
А оказывается, что у каждой есть свой смысл, своя задача. (блиин, мне бы книги писать! Да лень...)
Первые две - ученичество. Согласен? Речь не о среднем образовании, разумеется. Первые семь - ранний ученик, вторые семь - собственно Ученик.
с 14 по 21 - ранний Воин 21-28 - собственно Воин. - это что за период такой? Цели и задачи его? Зачем?
А вот! воин (бурное становление личности!) обязан покинуть родительский дом, овоевать свое место под солнцем, найти своег друга (подругу) в широком смысле понабрать трофеев.
Тот, кто живет лишь по велению инстинктов и архетипов, а так же воспитывающего и подавляющего инстинкты сообщества - в 28 (примерно, мы не на уроке математики!) сталкивается с очень серьезным и болезненным кризисом. Кто не перешел - скатывается к тем самым инфантильным способам удовлетворения потребностей... Кто перешел, входит в период Хозяина. Смысл и цель : управлять завоеваннными трофеями, местом, тем, что взял у жизни. Люби, типа, что имеешь, и ты будешь иметь то, что любишь...
В этой взрастной группе "народной психотерапиеей" является работа и карьера, и большинство людей именно этим и лечатся, именно в этом находят и смысл, вдохновение...
Я тормознусь, Коль, а то мозги вскипят.
Это, Коль, ненадолго, всего лишь 28-35, 35-42... В 42, блин, новый, очень сложный переход, ивот тут-то ломаются Воины по жизни, Хозяева по призванию.... Сильные психотипы, короче, ломаются... Силушку-то поиздержали, инстинкты-то поиистрепались - че делать-то?
Об этом - в следующей серии. Если, конечно, интересно тебе, и вопросы появились!
(Профессорша раскланивается, утирает лоб, изящно стряхивая трудовые капли пота в первые ряды ошеломленных Великой Мудростью слушателей. Она покидает кафедру, совсем забыв о том, что в остром приступе склеразма не надела утром юбку. Перед аудиторией мелькают алые стринги с кокетливым бантиком под пирсингованным пупком... Вот это - Личность! - думают офигевшие слушатели. и ОНИ ПРАВЫ! Личность - это тот отпечаток, который остается в памяти людей, когда человек уходит... А нас - раз увидишь, хрен забудешь!)
Ой, не забыть бы стряхнуть умняк...