«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».
.
"...Люди возникали из небытия — один за другим. Незнакомый человек ложился по соседству со мной на нары, приваливался ночью к моему костлявому плечу, отдавая свое тепло — капли тепла — и получая взамен мое. Были ночи, когда никакого тепла не доходило до меня сквозь обрывки бушлата, телогрейки, и поутру я глядел на соседа, как на мертвеца, и чуть-чуть удивлялся, что мертвец жив, встает по окрику, одевается и выполняет покорно команду. У меня было мало тепла. Не много мяса осталось на моих костях. Этого мяса достаточно было только для злости — последнего из человеческих чувств. Не равнодушие, а злость была последним человеческим чувством — тем, которое ближе к костям...
...Отмороженные пальцы рук и ног ныли, гудели от боли. Ярко-розовая кожа пальцев так и оставалась розовой, легко ранимой. Пальцы были вечно замотаны в какие-то грязные тряпки, оберегая руку от новой раны, от боли, но не от инфекции. Из больших пальцев на обеих ногах сочился гной, и не было гною конца. Меня будили ударом в рельс. Ударом в рельс снимали с работы..."
(с) В.Шаламов. "Колымские рассказы"
------------------------------/
Система везде система. Где-то чуть жестче, где-то чуть мягче. Иногда схватит мертвой хваткой, иногда чуть ослабит удавку.
Каким великим, невообразимым, немыслимым, невозможным счастьем была бы для тех несчастных возможность просто сесть, повышивать крестиком.
Так что собираем требуемые справочки, вечерами вышиваем на пяльцах и не бухтим. Вполне себе безобидный диктат системы