Вопрос по горизонтальной или вертикальной ориентации кадра при съемке вызывает тик левого глаза и судорожную дрожь правых конечностей у опытных фотографов.
Особенно, если уточнить, что вы начинающий, но тоже фотограф.
Если же адресовать вопрос начинающему, то велика вероятность услышать два распространенных мнения:
- Для съемки пейзажей нужно держать камеру горизонтально и снимать горизонтальным кадром
- Для съемки портрета или архитектуры используйте вертикально ориентированный кадр и держите камеру вертикально
Когда-то я тоже следовал этим заблуждениям, и теперь с горечью вспоминаю те сюжеты, что были испорчены неправильной ориентацией фотоаппарата.
Когда нужно снимать горизонтально
Пейзажи действительно лучше фотографировать при горизонтальном ориентировании фотоаппарата. Как и архитектуру, портреты или натюрморты.
В чем подвох?
Как бы это странно не звучало, но в композиции.
Ориентация кадра должна поддерживать и усиливать композицию фотографии и построение кадра. Как и их художественное воздействие на зрителя.
Для этого нужно понимать и разбираться в основах композиции и свободно ориентироваться в основных правилах композиции:
- Правиле третей
- Линейной композиции
- Симметрии
- Закрытой и открытой композиции
- Диагоналях и вертикалях
Если вы снимаете погрудный портрет на фоне красивого пейзажа, то решение сделать горизонтальный кадр под последующее кадрирование с соотношением 16:9 разумно.
Что делать, если горизонтальная ориентация кадра не поддерживает композицию снимка?
В этом случае, просто переверните фотоаппарат или телефон и сделайте вертикальный кадр.
Чем лучше, вы будете понимать правила композиции, тем проще вам будет понять, как держать фотоаппарат. Вертикально или горизонтально.
Когда нужно снимать вертикальные фотографии
Они хорошо работают на портретах крупным планом и на улицах городов в стрит фотографии.
Причина проста.
Городская застройка обеспечивает большое количество вертикалей в виде столбов, знаков и стен зданий.
Например.
Дорога или улочка при вертикальной ориентации кадра предоставляет линейную композицию. Композиция усиливается за счет вертикальных стен домов, а дорога создает построение кадра.
Вертикальная ориентация снимка усиливает вертикальную направленность объектов в кадре, что создает более устойчивую композицию снимка.
Держа вертикально фотоаппарат или телефон вы также избавляетесь от большого количества визуальной грязи, которой хватает на улицах любого города.
Вертикальная + горизонтальная
Когда вы не понимаете, чем вас зацепила сцена и не знаете, как ориентировать фотоаппарат или телефон, то просто сделайте два кадра.
Нынешние карты памяти позволяют не высчитывать количество оставшихся кадров, даже при съемке в RAW – формате.
Зачастую, я делаю несколько кадров в вертикальном исполнении, если это соответствует моему замыслу или видению. После снимаю пару горизонтальных кадров на всякий случай.
Или наоборот.
Это позволяет избежать потери кадра или ухудшения композиции снимка из-за неверной ориентации камеры.
Я не терзаюсь вопросом размера флешки, и сколько места уйдет на лишние кадры. Мне важнее результат, а не его техническая составляющая.
Что и когда выбирать
Для себя я сделал вывод, который позволяет успешно фотографировать на улицах городов, где я чаще всего и снимаю.
Это вертикальный снимок и страховка в виде горизонтального снимка при сомнениях относительно правильности композиции кадра.
Посмотрите на первую фотографию.
Обилие вертикальных объектов говорит о необходимости съемки вертикального кадра. Но глубина перспективы этой сцены лучше поддерживается горизонтальным кадром.
При вертикальной съемке кадр был визуально сжатым и вытянутым. Я оставил горизонтальное исполнение.
Вы же должны сделать свой вывод в подобных случаях. Это связано с вашим пониманием композиции и чувства прекрасного.
История знает немало примеров, когда кто-то нарушал условности и приходил к успеху. Кто знает.