ShamanKa
Пророк
В библиотеке! Одноэтажная у меня записана в перечне книг, которые должна прочитать)
Клиффорд Саймак, «Город»
Классика американской научной фантастики.
Я вот что хочу заметить. Фантастика занимает особое место в литературе. В том плане, что тут можно моделировать различные ситуации в зависимости от тех замыслов, которые имеются у автора. Ну в смысле – под любую смысловую нагрузку можно придумать некую нереальную ситуацию. Потому что во-первых – так менее затратно, чем описывать что-то их жизни, а, во-вторых – можно накрутить увлекательности. Естественно, это относится к научной фантастики, потому что другая, ненаучная фантастика, часто отталкивается от принципа «бей - беги». То есть автор запульнул проблему – и его гг начал фигачить бластерами направо-налево, попутно тиская космических блондинок. Эдакий тупорылый боевичок. К сожалению, полки книжных магазинов от этих «бей - беги» просто проламываются…
Ну да ладно, не об этом.
Касательно научной фантастики я предпочитаю больше советскую, потому что в ней больше оптимизма и больше веры в человека. Те же Стругацкие рисуют картины перспектив, где человек - это звучит гордо.
А что Саймак?
А Саймак весьма пессимистичен.
Роман представлен как сборник преданий с примечаниями от фантастического издателя. Издатель и читатель, которому представлена книга – это не люди, а представители некой другой цивилизации. Предания размещены в хронологическом порядке и рисуют картины угасания человечества. Посыл угасания, видимо, опирается на критику машинизации общества. Однако, в романе человечество не деградирует. На самом деле практически все население Земли перебирается на Юпитер, где открываются горизонты использования всех возможностей мозга. Человек начинает ощущать такое, что заставляет вспоминать о прошлом состоянии как о кошмарном сне. Правда, приходится претерпеть перевоплощение, но личность остается та же. Все бросили Землю – но эта ситуация мне не видится как угасание. Человек как личность совершил гиперпрыжок в развитии – где угасание? Ок, тут можно спорить, но основные мысли дальше.
Ближе к концу на смену человеку окончательно приходит другая цивилизация, она начинает испытывать кризис, далее ее начинает теснить другая цивилизация... Блин, у автора кромешная тоска по ушедшему человеку, по ушедшим мутантам, по ушедшим…. э-э.. другим цивилизациям. Апофеоз романа: Убивать - плохо. Не убивать – выходит не лучше. Что делать? Финальный аккорд дословно: «Лучше потерять этот мир, чем снова убивать».
Короч, толерантность в наивысшей степени. Никакой веры в созидательную сущность человека.
Если кто читал мои предыдущие опусы, то, возможно, помнит, что я придерживаюсь лозунга «Долой толерантность! Да здравствует адекватность!» Поэтому философию Саймака не приемлю, к тому же, как сказал, тоска зеленая, ни грамма позитива.
Есть еще эпилог. Он писался Саймаком вроде как спустя 20 лет после основной части. Там не намного веселее. Точнее - совсем швах - на Земле вымерли (Землю покинули) все цивилизации и остались только мыши.
3 из 10 - потому что просто не согласен в автором.
Хотя, порекомендую я к прочтению. Ну чтобы была возможность осознать губительность толерантности и осознать острую необходимость позитива в человеческих мечтах и стремлениях.
Так что 5 из 10
И.Ильф и Е.Петров, «Одноэтажная Америка»
Менее известный, чем первые два, роман советских классиков. Это не художественное произведение, а публицистика – путевые записки о путешествии авторов по США. Изначально заявил неделю на прочтение - из-за опасения, что жанр будет тяжело читаться. Однако, 480 страниц прочел за 2 дня - никакой обременительности не было.
Сразу предупрежу, что если кто-то ждет искрометного юмора и цитат-нетленок, то тут мимо.
Не то чтобы юмора совсем не было – нет, конечно, он встречается и часто рассказ ведется весьма забавно. Просто я бы это больше назвал не столько юмором, сколько стилем позитивных, активных, жизнерадостных и жизнелюбивых авторов.
На самом деле это делает честь авторам, которые не зубоскалят, описывая незнакомую культуру. Вот в принципе можно ржать над кольцом в носу у аборигена, но такой смех будет воспринят как смех идиота. Потому что сатира может быть только в случае глубокого понимания того, на что она, сатира, создается. Поэтому Ильф с Петровым честно описывают свои впечатления и не стараются их ни приукрасить, ни повысить градус политико-идеологической составляющей. Возможно, по возвращению из командировки от авторов ждали каких-то бичующих разоблачений, но создатели Бендера не позволили себе роскоши стать продажными журналюгами (вот за это мой и без того большой респект в их сторону возрос многократно). Беспристрастное, не ангажированное описание, которое, тем не менее, изобилует метко подмеченными тонкостями.
Интересная книга. От Нью-Йорка на автомобиле до Лос-Анжелеса и обратно.
Америка и американское общество с ослепительным блеском и пугающей нищетой. С достижениями прогресса и отупляющим кинематографом. С трудолюбием и с поклонением доллару. С возможностями свободы и с кредитной кабалой. С фирменным оптимизмом и не менее фирменным нежеланием мыслить.
Вообще интересна сама эпоха – до Второй мировой и до холодной войн. Когда СССР - еще не смертельный враг и советские люди вызывают искренний интерес у простых американцев.
Мне понравилось, но я затрудняюсь с оценкой, потому что это специфический жанр. Поэтому и рекомендовать не берусь. К тому же при любых раскладах «Америка» по сравнению со «Стульями» и «Теленком» даже рядом не валялась.
Немного печально, потому что темные стороны Америки 30-х сейчас у нас расцвели во всей красе, а пресловутого оптимизма, увы, намного меньше.
7 из 10