1. Умственная работа может быть такой же утомительной, как и физическая. Порой после долгого дня в офисе сил хватает лишь на просмотр телевизора или ужина на вынос. Группа ученых из Парижского института мозга (ICM) изучила влияние умственной работы на наш мозг и что это означает для нашей способности принимать решения. Рассказываем, к каким выводам пришли исследователи.
Недавно ученые
определили, что выполнение задач с высокой нагрузкой, требующих интенсивной и постоянной концентрации, может привести к накоплению потенциально токсичного химического вещества под названием глутамат.
Обычно он используется, чтобы передавать сигналы от нервных клеток. Но в больших количествах глутамат влияет на работу латеральной префронтальной коры — области мозга, участвующей в планировании и принятии решений.
Наука не раз доказывала, что умственная усталость имеет реальные последствия.
- Существуют множеств доказательств того, что судебные решения могут зависеть от усталости судьи. Например, после долгого рабочего дня он с большей вероятностью откажет в условно-досрочном освобождении (что считается более безопасным вариантом).
- Этот же принцип работает и в отношении врачей: после утомительной клинической сессии они с большей вероятностью назначат ненужные антибиотики.
Новое исследование, проведенное Парижским институтом мозга (ICM), ставило перед собой задачу выяснить, могут ли когнитивные функции, такие как сосредоточенность, память, многозадачность и решение проблем, вызывать усталость латеральной префронтальной коры, которая влияет на наши решения.
Альтернативные издержки
Мозг — это командный центр организма, который управляет кровообращением, дыханием, двигательными функциями и нервной системой. Мозг координирует эти действия за счет огромного расхода энергии.
Нервные клетки расщепляют питательные вещества для высвобождения энергии (это называется метаболизмом). Но при этом накапливаются побочные молекулы — метаболиты. Глутамат — это разновидность метаболитов. Во сне мозг избавляется от этих токсичных отходов.
Авторы парижского исследования хотели выяснить, могут ли длительные когнитивные задачи истощить запасы питательных веществ в мозге и создавать в латеральной префронтальной коре большую концентрацию токсичных веществ. В этом случае ее сравнивали с первичной зрительной корой, которая получает и обрабатывает визуальную информацию.
Для проверки гипотезы авторы разделили 40 участников на две группы. Обе группы находились в офисе за компьютером в течение шести с половиной часов, причем одна из них должна была выполнять сложные задания, которые занимали рабочую память и требовали постоянной концентрации.
После ученые просканировали их мозг с помощью магнитно-резонансной спектроскопии и измерили уровень метаболитов. Показания снимали в начале, середине и конце дня.
В результате только у группы с высокой концентрации обнаружили такие маркеры усталости, как повышенная концентрация глутамата. Накопление токсичных химических веществ наблюдалось лишь в латеральной префронтальной коре, а не в первичной зрительной коре.
После выполнения когнитивных задач разной степени сложности обе группы прошли тесты на принятие решений. Им предстояло определить, какую степень физических и когнитивных усилий они готовы приложить, а также сколько они готовы ждать ради вознаграждения. Его размер варьировался от €0,10 (при немедленной выплате) до €50 (банковский перевод через год).
Переосмысление рабочего дня
Авторы обнаружили, что группа с высокой нагрузкой, у которой был повышенный уровень метаболитов в латеральной префронтальной коре,
выбирала менее обременительную задачу. Зрачки этих участников были менее расширены (расширенные зрачки свидетельствуют о возбуждении), и им потребовалось меньше времени для принятия решений, что указывает на то, что они восприняли эту часть эксперимента как не требующую усилий.
Таким образом, исследование также поднимает вопросы о том, насколько совершенна принятая структура рабочего дня. Согласно его результатам, стоит разделять задачи, требующие повышенной когнитивной нагрузки, и принять во внимание тот факт, что
в конце дня производительность падает. Возможно, представителям некоторых профессий потребуется пересмотреть график
В нашем мозге есть много различных областей, которые активны во время выполнения различных задач, таких как речь, слушание и планирование. Таким образом, не все наши решения могут быть объяснены полученными результатами.
Исследование, проведенное в 2006 году в США,
показало, что
новая информация может быть лучше всего обработана в состоянии голода.
Но голод затрудняет запоминание только что полученной информации. Сытость означает, что у нас есть ресурсы, чтобы построить нейронные связи и сформировать долговременную память.
Вероятно, состояние сытости лучше скажется на принятии решений, связанных с третьей стороной, как в случае судьи, который выносит вердикт. При этом оно помешает задачам вроде проведения хирургических операций, которые связаны с мелкой моторикой. Это происходит потому, что после еды нам больше не требуется искать пищу, и личный интерес к выживанию уменьшается.
Это позволяет нам более объективно судить о нашем окружении. При этом сытость — это время, когда организму нужен отдых, чтобы переварить пищу, и вот почему сложные навыки мелкой моторики в этом состоянии проявляются не лучшим образом.
В следующий раз, когда вам придется принимать трудное решение в конце долгого дня, имейте в виду, что вы с большей вероятностью предпочтете действия с минимальными усилиями и краткосрочным вознаграждением. Поэтому при возможности постарайтесь сначала поспать.
___________________________________________________________________________
2.
Работа в офисе приводит к неэффективной работе мозга человека и к снижению продуктивности работника, доказали британские и американские исследователи, пишет газета The Telegraph.
Об этом пишет
РИА Новости со ссылкой на газету
The Telegraph.
Согласно последнему исследованию, работа в современном офисе в условиях постоянного шума и суеты может снизить продуктивность офисного работника на 15% и привести к ухудшению его самочувствия на 32%. Причина заключается в открытой планировке офиса, которая была впервые использована в 1950-х годах. Находясь в таком помещении, человек излишне напряжен, а его мозг находится в постоянной активности, что приводит к лишней трате энергии.
"Открытая планировка офисов была придумана для того, чтобы люди могли свободно передвигаться по помещению и общаться с коллегами, что позволило бы эффективней решать задачи и обмениваться идеями, – говорит доктор Джек Льюис, организовавший эксперимент. – Но этого не происходит. Когда вы сосредоточены на работе, а где-то рядом звонит телефон, вы теряете концентрацию. Вы можете не обращать на это особого внимания, но мозг довольно чувствителен к отвлекающим факторам".
Запрет на размещение на рабочем столе личных вещей также плохо влияет на продуктивность работника, считает психолог из Эксетерского университета доктор Крэйг Найт. "В ходе наших исследований участники эксперимента работали лучше за столами, на которых стояли фотографии и цветы. Если людям было позволено самим украсить рабочие места, используя собственные вещи, их самочувствие улучшалось на 32%, а продуктивность – на 15%", – утверждает доктор Найт.
Объяснение этому заключается в том, что в таких условиях работник чувствует себя более комфортно и тем самым лучше концентрируется.
Эту теорию подтверждают результаты научного эксперимента, проведенного профессором Фредом Гейджем из лаборатории генетики Института Салк в Калифорнии. Ученый сравнил мозг мышей, которые содержались в пустых, чистых клетках, с мозгом грызунов, которые обитали в среде, стимулирующей мозговую деятельность. За один месяц мозг мышей, которые обитали в благоприятной среде, увеличился на 15%. Рост произошел за счет увеличения кровяных сосудов и образования нейронов.
______________________________________________________
3.
Правда ли, что работа на полную ставку вредна для вашего мозга?
Если вам больше сорока лет и вы работаете на полную ставку, не проходите никакие интеллектуальные тесты в конце рабочей недели - результаты могут вас разочаровать, предостерегает обозреватель BBC Capital.
Судя по итогам исследования, результаты которого были опубликованы в феврале научными сотрудниками Мельбурнского института прикладных социально-экономических исследований (Австралия), работа в объеме более 25 часов в неделю может отрицательно повлиять на умственные способности людей в возрасте старше 40 лет.
Ученые провели ряд тестов на чтение, определение закономерностей и запоминание среди 6 тысяч работников соответствующей возрастной группы с целью установить, как количество отработанных в течение недели часов влияет на когнитивные способности человека.
Работа в течение 25 часов в неделю (на полставки или три дня в неделю) была признана оптимальной для когнитивной деятельности, тогда как, судя по результатам исследования, при меньшей продолжительности рабочей недели показатели живости ума и у мужчин, и у женщин ухудшались.
"Работа может стимулировать мозговую активность и способствовать поддержанию когнитивной функции у работников старшего возраста; как говорится, что не используется - то утрачивается", - заявил ведущий научный сотрудник проекта Колин Маккензи, который преподает экономику в Университете Кэйо в Токио (Япония).
"Но в то же время слишком большая продолжительность рабочего времени может вызвать усталость и физический и/или психологический стресс и тем самым нарушить когнитивную деятельность".
Но почему этот поворотный момент наступает именно в сорок лет?
По словам Маккензи, наш "подвижный интеллект" - способность к обработке информации - начинает ухудшаться в возрасте примерно 20 лет, а "кристаллизовавшийся интеллект" - способность к использованию полученных навыков, знаний и опыта - после 30 лет.
Неужели после сорока всё так плохо?
Маккензи утверждает, что к 40 годам большинство людей показывает менее высокие результаты в заданиях на проверку памяти, умения выявлять закономерности и живости ума.
Поскольку во многих странах был увеличен пенсионный возраст, и теперь люди позже получают право на выплату пенсии, последние данные исследований Маккензи в области когнитивной усталости имеют большое значение.
"Работа может обернуться палкой о двух концах: с одной стороны, она может стимулировать мозговую активность, а с другой - слишком продолжительный рабочий день и определенные виды задач могут вызвать усталость и стресс, способные негативно отразиться на когнитивной деятельности", - считает он.
Научное обоснование
Итак, хотя в нынешних экономических условиях современным людям подчас приходится работать гораздо дольше, чем предыдущим поколениям, не исключено, что с эмоциональной и биологической точек зрения после 40 лет наш мозг уже не готов к стрессу и выполнению типовых задач пять дней в неделю с девяти до шести.
Как показали более ранние исследования, сотрудники разных возрастов, работающие сверхурочно, могут страдать от хронического стресса, расстройства когнитивной деятельности и даже психических заболеваний.
По итогам одного эксперимента, проведенного в 1996 году факультетом здравоохранения Бостонского университета (США), сверхурочная работа оказывает отрицательное влияние на психическое здоровье работников автомобильной промышленности, занятых, например, на конвейере.
Отличие результатов, полученных Маккензи, состоит в том, что возглавляемой им группе ученых удалось установить: подобные проблемы со здоровьем и когнитивной деятельностью могут возникать при гораздо меньшей нагрузке, чем было принято считать, - у людей в возрасте старше 40 лет, работающих на полную ставку и без сверхурочных.
Отрицательное воздействие стресса на умственную деятельность человека хорошо изучено благодаря исследованиям в области неврологии.
На когнитивную функцию стресс влияет, прежде всего, на гормональном уровне: в первую очередь, через стероиды и гормон стресса кортизол, которые, в свою очередь, могут привести к ухудшению краткосрочной памяти, концентрации, сдержанности и рационального мышления.
Однако не исключено, что сорокалетний возраст является поворотным пунктом и по другим причинам.
Группа ученых под руководством Маккензи сейчас рассматривает факторы, повлиявшие на результаты их исследований. Например, период, в течение которого многие взрослые, помимо работы на полную ставку, имеют на попечении хотя бы одного человека - ребенка или престарелого родственника. Это равносильно работе в двух местах, практически без отдыха.
Спать лучше дома, а не на работе. И не меньше семи часов, если вам больше 26 лет
По данным Национального союза лиц, обеспечивающих уход (США), полученным в рамках прошлогоднего опроса, в США эту роль обычно выполняет работающая женщина, средний возраст которой - 49 лет, а уход обычно требуется хронически больному родственнику (чаще всего женщине, причем средний возраст такого иждивенца - 69 лет).
В среднем подобный уход приходится обеспечивать в течение четырех лет, тратя на это 24,4 часа в неделю, помимо своих рабочих и семейных обязанностей.
Сон
Важную роль в способности выдержать полную рабочую неделю, играет и сон.
До недавних пор люди, достигшие многого в своей жизни, часто хвастались тем, как мало они спят.
Бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер уверяла, что способна эффективно работать при четырех часах сна в сутки (хотя в видеохронике есть кадры, на которых она клюет носом средь бела дня).
Арианна Хаффингтон, главный редактор американского интернет-издания Huffington Post, раньше тоже гордилась тем, что спит по пять часов в сутки, но потом осознала, что это наносит вред ее здоровью, и теперь называет недосып "новым видом курения".
Так сколько же сна требуется человеку? Согласно рекомендации Национального фонда сна (США), людям в возрасте старше 26 лет следует спать более семи часов в сутки.
По мнению Карла Эриксона, преподавателя психологии в Университете Флориды (США), от сна и отдыха зависят память и способность к обучению. Итоги исследований Маккензи созвучны этой точке зрения.
"Спокойный сон является определяющим фактором результативной деятельности", - утверждает Эриксон.
Оптимальный объем?
Результаты исследований Эриксона также подтверждают выдвинутое Маккензи предположение о том, что 40-часовая рабочая неделя не способствует достижению высоких результатов.
Однако Эриксон рассматривал эту проблему не в разрезе возрастных категорий, а с точки зрения оптимального количества часов работы в день и неделю.
"Мы установили, что специалисты, достигающие высоких целей, работают 21-35 часов в неделю, но не более 3-5 часов в день", - рассказывает Эриксон.
"Имея полную свободу действий в отношении работы, они уделяли ей не больше указанного количества часов в течение недели, и это свидетельствует о том, что такой объем представляется им оптимальным".
Потребность работать
Конечно, приятно поговорить о том, насколько лучше было бы проводить в офисе менее 40 часов в неделю, но для многих людей, выживание которых зависит от получаемого дохода, этот вариант невозможен с финансовой точки зрения.
Кроме того, многие из тех, кому за 40, и не помыслили бы сократить количество рабочего времени, даже если бы у них была такая возможность.
Они утверждают, что работа дает им необходимый стимул, и считают результаты исследований сильно преувеличенными.
В их числе и Ричард Солсбери, житель горного района Блу-Маунтинс, расположенного к западу от австралийского города Сиднея.
Сейчас ему 58 лет, и в его трудовой биографии значится работа на полную и неполную ставку в качестве индивидуального предпринимателя и штатного сотрудника на должности специалиста по информационным технологиям.
Не все согласны с тем, что работать меньше значит работать лучше
Солсбери не согласен с тем, что меньше значит лучше.
"На самом деле, я обнаружил, что легче справляюсь с нагрузкой по мере того, как набираюсь опыта или просто становлюсь старше", - утверждает он.
"Мысль о 25-часовой рабочей неделе представляется мне чересчур новаторской. У абсолютного большинства людей, с которыми мне приходилось работать, не наблюдалось никаких изменений в когнитивной деятельности, хотя они и проводили в офисе 35-40 часов".
50-летняя Пенни Эванс, советник по политическим вопросам в одной лондонской благотворительной организации, работающая четыре дня в неделю (а раньше трудилась там же 25 часов в неделю), не может однозначно ответить на вопрос о том, что лучше с точки зрения результативности и уровня стресса - трехдневная (25 часов) или четырехдневная рабочая неделя.
"Три рабочих дня в неделю - это прекрасно с точки зрения баланса работы и личной жизни, особенно если в доме есть дети, но в таком случае велик риск оказаться не у дел и быть отодвинутым в сторону".
"При четырех рабочих днях в неделю я чувствую постоянную связь со своими сотрудниками, и при этом у меня есть дополнительный выходной, благодаря которому я могу справиться с остальными обязанностями".
Даже один дополнительный выходной дает вам очень многое
Ключевым фактором, по мнению Эванс, является гибкость. Как она считает, справляться со стрессом, связанным с работой, можно благодаря распространенному в данной сфере деятельности убеждению, что все сотрудники должны уходить из офиса не позже шести часов вечера.
"Однако указать идеальное количество рабочих часов в течение недели не так просто. Когда я была молодой и полностью отдавалась работе при минимуме остальных обязанностей, то любила работать до упаду, но не уверена, что захотела бы повторить этот подвиг в современных условиях, когда благодаря электронной почте и социальным сетям все происходит невероятно быстрыми темпами".
Работа, не вредящая вашему здоровью
В ходе прошлогодней церемонии вручения премии
"Наиболее заботящаяся о здоровье своих сотрудников компания Великобритании", спонсором которой выступил Кембриджский университет (в конкурсе не участвовали общественные организации), в верхних строчках рейтинга оказались компании по продаже спорттоваров, фармацевтические компании и фирмы, работающие в сфере информационных технологий.
Во всех этих организациях сотрудникам была предоставлена возможность проводить время вне офиса и поддерживать свое физическое здоровье.
К примеру, в некоторых из них предлагался гибкий график с более ранним окончанием рабочего дня, а в других (таких как сеть магазинов по продаже одежды для занятий спортом Sweaty Betty) в обеденное время были организованы занятия фитнесом.
Однако Кэрол Блэк, руководитель Ньюнэм-колледжа при Кембриджском университете и председатель консультативной группы вышеуказанной премии, не уверена в том, что сотрудникам старшего возраста для достижения хороших результатов следует проводить меньше времени в офисе.
Она заявляет: "Самое важное - чтобы работа была хорошей. Если она хорошая, неважно, как работать - на полную или неполную ставку".