Мне так нравится эта статья, может кому то тоже понравится.
Йога: через асаны к состраданию
Ложусь в асану «стрекоза». Первая реакция – просто заплакать от сильной боли в плечевых суставах. Но я сдерживаю слёзы, дышу глубоко и размеренно, веду внутренний диалог: «Нужно терпеть. Дышать и терпеть. Развитие не бывает без страдания».
Когда йога впервые входит в жизнь человека, она, непонятая и неузнанная, манит необычностью, нестандартностью и миражом возможных достижений. Кажется, чуть-чуть практики, и ты с лёгкостью будешь гнуться, тянуться, станешь стройным и сильным, сможешь на восхищение закидывать ногу за голову или стоять в безумных балансах. И ты, как в омут головой, бросаешься в практику, неистово разрывая тело в эгоистичном желании быстрее достичь совершенства. Месяц-другой такой бурной деятельности, и ты сгораешь: пропускаешь занятие, просыпаешь утреннюю медитацию, и вот уже коврик полгода пылится в углу. Не та мотивация, не тот посыл. В мелкой воде не водится большая рыба.
При первом столкновении в йоге с собственным телом ты с удивлением обнаруживаешь, что будто впервые знакомишься с руками, ногами и позвоночником, и знакомство это далеко не радужное и приятное. Достать лбом до колена? Скрутиться и посмотреть за правое плечо? В наклоне выпрямить ноги? Сделать прогиб назад? Тело истошно вопит, сопротивляется, а вечно суетной ум искушает расслабиться, полежать, поспать или отвлечься. В первые месяцы занятий происходит самое полезное открытие для новоявленного йогина: тело – это не «Я», силой мысли его не сломаешь, оно требует уважения, усердной работы, тонкой осмысленности малейших действий и сострадания. В повседневной жизни человек совершает физические движения бездумно, хаотично, привычно и абсолютно не задумываясь, как работает весь его живой отлаженный механизм.
Асаны учат здесь и сейчас относиться к телу с вниманием, заставляют погружаться в себя и ощущать тело в единстве с умом и внутренней совершенной природой. Развитие тела через йогические упражнения – это узнавание своей Самости в мельчайших физических нюансах. До йоги я и не подозревала, что не умею делать глубокие вдохи животом, что сидеть в позе лотоса мне дано лишь через адское жжение в голенях, что из-за застарелой торопливости ума я не в состоянии освоить ни один баланс, а погружение в медитативное состояние проходит через борьбу со сном, страхами, эмоциями и безволием. Занимаясь изо дня в день, ты снова и снова говоришь себе: «Ну, здравствуй, моё драгоценное человеческое тело. Давай сегодня потерпим ещё чуть-чуть. И да воздастся нам однажды падмасаной и усмиренным спокойным умом». И терпишь, и дышишь, и осознаешь. Но всё это снова Эго - для себя и о себе: ожидание результата, рассматривание в зеркале изменений тела, сравнение итогов с выстроенными однажды идеалами. Игры разума, использование внутренних ресурсов на отстраивание внешней картинки. Уже не тамас, но всё ещё ярко пылающий раджас.
Но однажды ты понимаешь, что цель кропотливой работы с телом – уже не само тело, а нечто большее и глубинное. Ты вдруг осознаешь, что любая освоенная асана – это маленькая ступенька к постижению души и её целостности с мирозданием. В моей личной йоге такой момент произошел на пятом году занятий. В очередной раз выполняя Матсиасану, я вдруг вообразила яркую картинку: вот так рыба ощущает себя выброшенной из воды, выгибаясь и инстинктивно хватая воздух жабрами. В этот момент моя практика впервые перешла из стадии чисто механической работы в стадию постижения единства души со всеми живыми существами в мире. В ментальном плане освоение асан - это первая доступная тропа к развитию сознания от низшего состояния к высшему. Стоит лишь задуматься, что большинство асан имитируют разные ступени развития: гора, дерево, лотос, разные виды рептилий, птиц, млекопитающих, зародыш, ребёнок , цари, мудрецы и святые. И каждое занятие в любом из видов йоги неизбежно заканчивается шавасаной – позой мертвеца. Эволюция, которую мы неосознанно проживаем на коврике за пару-тройку часов.
Узнавание собственного тела через йогу учит человека быть в единстве со всей живой и неживой природой. Только олицетворив себя с неподвижным деревом, которое годами безмолвно созерцает переменчивый мир вокруг, ты действительно сможешь устойчиво стоять во Врикшасане. Динамика в позе Марджариасаны подлинно прочувствуется лишь при воспоминаний о грациозных тягучих движениях кошки после пробуждения. А достойно освоить Вирабхадрасану удастся, лишь вообразив себя воином перед сражением, сильным, устремленным и напряженным, как струна. Изучение и осознанное выстраивание асан словно погружает нас в многочисленные варианты реинкарнаций, которые душа неизбежно проходит в круге сансары.
Йога и сопряженное с ней страдание тела учит нас смирению, состраданию и милосердию. В суматошной мирской жизни человек всячески избегает боль, стремится к наслаждению и блаженству, и как следствие, взращивает Эго и перестает замечать боль других существ. Йога же через сознательное причинение дискомфорта и физической боли в асанах, через переживание трудностей аскез заставляет вспомнить, осмыслить и ощутить единство со всеобщим страданием в мире. Именно поэтому чем сложнее и болезненнее даётся йогический путь, тем более весомый урок ты вынесешь по итогу своей короткой человеческой жизни, и тем более глубокую целостность почувствуешь с любой ежесекундно страдающей душой, которая встретится на пути. Через практику ты вновь и вновь ощущаешь: «Мы дышим воздухом друг друга».
Именно поэтому на вопросы родных и друзей: «Зачем? Зачем вставать в 4 утра? Зачем часами петь мантры? Зачем делать странные очищения и замысловато дышать? Зачем голодать? Зачем изо дня в день пытаться сидеть в медитации? Зачем тратить свободное время на коврике, когда можно отдыхать и развлекаться?», - ты объясняешь снова и снова, что через йогу учишься жить с широко открытыми глазами, учишься дышать полной грудью, ходить прямо, стоять твёрдо, мыслить и поглощать информацию вдумчиво. Через физическое развитие ты делаешь первые неумелые шаги к глубокому пониманию себя и своей изначальной Божественной природы. Все приложенные усилия нужны лишь для того, чтобы через сопротивление и страдание расти духовно, стараться ясным взглядом смотреть на мир и по капле взращивать внутри себя единство со всеми живыми существами во Вселенной. Потому что это самое тело с привычными руками и ногами – это не просто физическая оболочка, а сосуд для души. Сосуд, который однажды должен стать чистым и прозрачным, чтобы душа могла свободно поглощать большой Свет и отражать отточенными гранями свой малый Свет обратно…