Комплекс застройки Хитрова рынка на пересечении Подколокольного,Подкопаевского,Певческого и Хитровского переулков возник в первой половине 19 века. Сегодня это тихий центр.
Даже не верится,что столетие назад тут находилось самое поганое и страшное место Москвы - недоброй памяти Хитровка,признанная криминальная столица страны.
Начиналось вполне миролюбиво,генерал-майор Хитрово выстроил там лавки для торговцев,преимущественно для торговцев мясом и овощами.
Рынок стал очень популярным.Постепенно здесь стал скапливаться люд,ищущий поденщины и приработка. Начала складываться своего рода биржа труда.
Обилие легкомысленных,наивных,"неиспорченных" торговцев-провинциалов подтянуло на Хитровку криминал.Воровать или выманивать деньги было не сложно. Обворованный приезжий,не имея возможности купить обратный билет,сам быстро криминализировался. Сколачивались маленькие банды. Так и пошло.
В результате в самом центре Москвы возникла совершенно обособленная территория со своими криминальными законами. Здесь прятались беглые каторжники. О Хитровке много писал Владимир Гиляровский.Прекратила свое существование Хитровка только в 1924 году.
Дом "Утюг". Угол Петропавловского и Певческого переулков.
Когда-то на этом месте была усадьба, принадлежавшая дворянскому роду Свиньиных.
По их фамилии и Певческий переулок до 1929 г. именовался Свиньинским. Великолепный барский дом, стоявший посередине теперешнего двора, попал как одно из красивейших зданий Москвы в "Альбомы" архитектора М. Ф. Казакова.
В 1869 году владение принадлежало уже инженер-капитану И. А. Ромейко. Ромейко по границе владения, вдоль Петропавловского и Свиньинского переулков строит трёхэтажный доходный дом с тупым углом, выходящим на Хитровскую площадь, который местные жители прозвали «Утюгом». При этом в объём «дома-утюга» были включены три каменные постройки начала XIX века.
В старом господском доме Ромейко устроил ночлежку, а в «доме-утюге» - дешёвые меблированные комнаты.
В 1888 году владение было приобретено потомственным почётным гражданином Иваном Петровичем Кулаковым. К концу XIX столетия бывшая дворянская усадьба превратилась в одну из самых мрачных ночлежек Хитрова рынка. Вот что писал о ней В.А.Гиляровский: «”Кулаковкой” назывался не один дом, а ряд домов в огромном владении Кулакова между Хитровской площадью и Свиньинским переулком. Лицевой дом, выходивший узким концом на площадь, звали «Утюгом». Мрачнейший за ним ряд трехэтажных зловонных корпусов звался «Сухой овраг», а все вместе – «Свиной дом»... Отсюда и кличка обитателей: «утюги» и «волки Сухого оврага»… В «Кулаковку» даже днём опасно ходить - коридоры тёмные, как ночью. Помню, как-то я иду подземным коридором «Сухого оврага», чиркаю спичку и вижу - ужас! - из каменной стены, из гладкой каменной стены вылезает голова живого человека. Я остановился, а голова орет:
- Гаси, дьявол, спичку-то! Ишь шляются!»
В 1923 году все ночлежки были закрыты. Главный дом усадьбы Свиньиных по причине своей ветхости был снесён. Сейчас на его месте детская площадка. От самого дома сохранились только подвалы. Те самые, о которых писал Гиляровский. В годы Великой Отечественной войны там располагалось бомбоубежище.
А «дом-утюг» в 1925 году созданным тогда же жилищным товариществом был перестроен и надстроен двумя этажами по проекту архитектора И. П. Машкова.
С тех пор это жилой дом. Он находится на охране, как исторически ценный градоформирующий объект и входит в состав выявленного объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Хитровка».
Это про страшное.....
А про печальное - это уже на Покровке. По адресу ул.Покровка,5 когда-то располагалась красивейшая церковь Успенья на Покровке,но в 1936 году ее уничтожили. Она была самой красивой из всех московских храмов(по отзывам очевидцев,ею восторгались архитектор Баженов,Стефан Цвейг и Федор Достоевский,Аполлинарий Васнецов и Дмитрий Лихачев),куполов у нее было 13 штук,построена она была в конце 17 века. Лихачев писал об этой церкви:"...застывшее облако бело-красных кружев. Не было "архитектурных масс". Ее легкость была такова,что вся она казалась воплощением неведомой идеи о чем-то неслыханно прекрасном". Храм даже не пострадал в войну 1812года. По одной из версий Наполеон распорядился выставить караул,чтобы уберечь это творение от разбоя и пожара. Перед сносом храма единственно,что разрешили,это дали возможность реставраторам сделать замеры,обследования и фотографии. Краевед Юрий Федосюк оставил описание того,как храм Успения сносили: "Разбирали красавицу церковь на моих глазах: сначала купола,затем ярус за ярусом,наконец,мощное основание.Это походило на медленную мучительную казнь четвертованием".
Сейчас идут разговоры о восстановлении этого храма,но пока дальше разговоров дело не двигается.
про храм можно почитать здесь
http://www.pravoslavie.ru/573.html