Эссе по книге "Год без покупок" Кейт Фландерс.
Шаг в сторону минимализма
Книга «Год без покупок» Кейт Фландерс лежит в моем списке к прочтению довольно продолжительное время, но вот дошли руки и до нее.
Аннотацией к книге может послужить ее название. Автор решила провести эксперимент и максимально воздержаться от покупок (конечно, это не затрагивает предметов первой необходимости), а на сэкономленные деньги путешествовать (в основном).
"Я всегда считала, что не могу позволить себе отпуск, и уж тем более – неоплачиваемый. Я думала, что обязана зарабатывать больше, чтобы купить больше нужных вещей. А потом я хотела еще больше вещей, что означало, что мне нужно еще больше денег. Это был порочный круг, который принес в мою жизнь много хлама, много долгов и мало радостей"
От книги я ожидала некоей инструкции, которая бы соответствовала названию, но опиралась бы на личный опыт автора. К сожалению, издательство МиФ любит делать громкие заявления, крутые рекламные компании к своим книгам, а на деле выходит все как-то более прозаично.
Так вышло и с книгой «Год без покупок». Тебе хочется по максимуму погрузиться в тему минимализма, а автор настойчиво тебе рассказывает про свои жизненные проблемы, про отношения с алкоголем, атмосферу в своей семье и про развод родителей. Слишком много автобиографичных фактов, которые не особо интересно знать об абсолютно незнакомом человеке. Возможно, если бы я следила за ее блогом, то как-то бы прониклась к этой части книги. В моем случае хотелось постоянно закатывать глаза и лишь бегло читать страницы. Хотя Фландерс и проводит интересную аналогию с финансовыми долгами и накопившимися дома вещами:
«Между долгами и хламом есть нечто общее: если вы позволяете им накапливаться, становится все сложнее и сложнее что-то с ними сделать».
Хотя книга наверняка будет полезна тем, кто пытается справится с алкогольной зависимостью, и она больше именно об этом:
"Многие ночи я уговаривала себя не спускаться в магазин в моем доме и не покупать там бутылку вина. Я живу одна. Никто не узнает. И снова он – тот голос – пытался уговорить меня сделать что-то плохое. Уговоры становились все настойчивее, я напоминала себе, что никто из моих подруг не живет по соседству и я в любом случае в последнее время ни с кем не общалась. Серьезно, никто не узнает. Если бы я бросила пить всего несколько месяцев назад, я бы очень рисковала поддаться этим мыслям. Но я знала, что смогла вынести боль без алкоголя раньше, а значит, смогу сделать это снова"
Иногда в строках проскальзывает прошлая боль автора, видно, что она отчего-то все еще иногда стесняется своей трезвости:
"Когда мне было 24 года, я решила перестать есть мясо и перейти на растительную пищу. Я продержалась всего четыре года, а затем вернула мясо в рацион, но эти четыре года я чувствовала себя так, словно обязана оправдываться перед каждым, с кем ужинаю. Большинство людей вели себя так, будто мое вегетарианство создает им неудобства, – словно тот факт, что я не буду есть плоть коровы, свиньи, птицы или рыбы, каким-то образом мешает им поесть рядом со мной. Я приходила на барбекю, зная, что меня спросят, хочу ли я еще моркови и хумуса к моему овощному бургеру, и что кто-то, скорее всего, сунет мне в лицо кусок сырого мяса и спросит: «Что, неужели не скучаешь?» Я всегда знала, как перевести разговор в шутку. Но при этом я всегда хотела сказать: «Мне не важно, что вы едите мясо, какое ваше дело, что ем я?» И все же я молчала.
То же самое происходило, когда я решила бросить пить. В отличие от отказа от мяса, это решение должно было остаться в силе. И так как люди видели, насколько счастливее и здоровее я стала – по всем фронтам, телесно, душевно, умственно, – почти никто не задавал мне вопросов. Но некоторые все равно пытались, и их слова причиняли боль. «Ты вела себя куда веселее, когда выпивала». Что, я теперь стала скучной? «Было бы здорово, если бы ты выпила сегодня с нами, ну да ладно, я не настаиваю». Ну конечно, все в порядке. «Так у нас что, не будет секса по пьянке?» – спросил меня парень, с которым я недолго встречалась, словно такой секс – это что-то приятное. Меня также представляли на вечеринках как трезвенницу, а потом совали бокал шампанского в руки, чтобы я произнесла тост, и говорили: «Ну хотя бы глоточек, это же не страшно!» «Так ты что, правда больше никогда не будешь пить?» – последний вопрос я ненавидела больше всего. Сравниться с ним мог только вопрос, который мне задавали, когда я была вегетарианкой: «Что, неужели не скучаешь?» Конечно, я скучаю. Невозможно завершить четырнадцатилетние отношения с кем-то или чем-то и ни разу об этом не пожалеть. Мне хотелось закричать: «Хватит спрашивать! Мне не важно, пьете ли вы, так какое ваше дело, почему не пью я?» Иногда мне удавалось выговорить простое «нет», и этого было достаточно. Но чаще всего я сжимала губы и молчала"
Кейт Фландер, как и многие американцы, страдает от импульсивных покупок. У нас такое в меньшей степени распространено, хоть и в последнее время все больше набирает обороты. Это связано, скорее всего, с тем, что западный маркетинг развит гораздо больше, чем у нас, мы еще только малыши, которые учатся, как управлять поведением масс. Но определенно есть актуальная проблема, которую я отметила и у себя несколько лет назад, когда поняла, что даже мы, 30-летние, уже выросли обществом потребителей:
"Мне ни к чему было перенимать навыки моих родителей, я знала, что всегда смогу заплатить – и недорого, – чтобы подобную работу кто-то сделал за меня. Я ценила удобство превыше опыта самостоятельного труда"
Если вас интересует тема минимализма, то советую прочесть только последние 3 главы книги – Эпилог, Инструкция для читателей и Вопросы для размышления. В них – вся суть книги, без воды.
Оценка 4 из 10