блистательная операторская и режиссёрская работа в фильме Бондарчука "Война и мир"
Подниму-ка я пост 5-летней давности
.
Вот недавно посмотрел я оный фильм, классика советского кинематографа. Что я могу сказать? Да, баталии сняты отлично, захватывающие панорамные сцены и... все! Больше сказать нечего.
Я считаю, что закадровый голос в фильме необходим только в крайних случаях, когда не представляется возможным снять какую-то сцену или переживания героя, но сопровождать все 6 часов фильма закадровым голосом, чем занимается Бондарчук - признак дурного тона. С таким же успехом можно послушать аудикнигу.
Ладно, тема о возрасте самого 45-летнего Сергея Бонадрчука, сыгравшего 25-летнего Безухова - избитая, я ее касаться не буду. Но Элен Курагина (красивейшая молодая женщина Петербурга) в исполнении актрисы не первой свежести - это полная пошлятина! В итоге процесс женитьбы Пьера Безухова на Элен Курагиной и тема обольщения Наташи Ростовой Анатолем Курагиным превратились в сплошной фарс. Для полноты картины, Георгию Францевичу Милляру надо было сняться не в роли чумазого пленного француза, а в роли чумазого Анатоля Курагина, и историю Гензель и Гретель в исполнении Пьера и Наташи, и старой ведьмы в роли Элен, можно считать законченной.
Помните знаменитое "небо Аустерлица", когда раненный Болконский лежал на поле боя, смотрел вверх и рассуждал о смысле жизни? Такое чувство, что Сергей Бондарчук, когда снял эту сцену, порядочно принял ЛСД, потому что потом, на протяжении всего фильма он к месту и не к месту, постоянно впихивал это злосчастное небо, а в самом конце, в фильме "Пьер Безухов", видимо в состоянии "трипа", решил вообще не заморачиваться с сюжетом и просто натыкал свои разорванные психоделические видения и слуховые галлюцинации: "les soldats, les soldats, les soldats..."
У Толстого все характеры героев многогранны, у Бондарчука - все прилизаны и тщательно отредактированы. Возьмем ту же линию Николая Ростова и Сони - очень интересная и трагическая тема, но, поскольку она в глазах режиссера "компрометирует" некоторые характеры, он ее вообще не затрагивает. Как же: ведь мать Ростовых должна будет после смерти Пети Ростова олицетворять непогрешимую Родину-Мать, убивающуюся по своим погибшим сыновьям! А в линии Николай-Соня она играет несколько шероховатую, эгоистическую (хоть и в интересах своих детей, но эгоистическую) роль.
Я согласен на долю патриотизма и чуточку пафоса в фильме, но когда они занимают более половины последней серии - это перебор! В итоге художественное произведение рискует скатиться до уровня обычной агитки... куда Бондарчук и скатился. Захваченные штандарты французов - это жирный до безобразия намек на всем известный парад, который произойдет более чем через сотню лет. Смотря на эти штандарты, я подумал, что сейчас появится Александр Невский со своим знаменитым: "Кто придет к нам с мечом..." И точно: Сергей Бондарчук не заставил себя долго ждать, вкрадчиво поясняя: "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой..." и вслед за Бондарчуком, Кутузов макает французов "мордой в говно" (вот такой пресловутый Невский получился). Пошлятина, да и только! Вообще, всю последнюю серию, режиссер с болезненной манией унижает французов, то чумазого Милляра подсунет, то того же Кутузова с его пресловутым говном.
Посмотрев фильм Бондарчука, я вспомнил итало-американский фильм Кинга Видора, снятый почти на 10 лет раньше. Он имеет огромное количество недостатков: Одри Хепберн в начале фильма не доиграла Наташу; Генри Фонда - не тот типаж, как у Пьера Безухова; Мел Феррер в роли Андрея Болконского - на мой взгляд, самый большой изъян американского фильма. Но! Американцы глубже раскрыли характеры героев, персонажи намного человечнее, чем в советском фильме. А падение армии Наполеона американцы сняли на мой взгляд с огромным изяществом. Если Бондарчук унижал Наполеона почти 2 часа и вызвал лишь гадливое восприятие от своей картины, то американцы разделались с Наполеоном всего за 10-15 минут, успев даже снять их избиение на Березине (Бондарчук со своим пафосом полностью "забыл" про этот эпизод войны). Все падение армии Наполеона в американском фильме заключено в двух гениальных сценках: солдат в Москве запихивает за пазуху награбленные драгоценности и через некоторое время - солдат выталкивает обмороженный труп девицы из кареты и снимает ее одежду, чтобы согреться. Вот она - "непобедимая", а теперь жалкая и презренная армия. Все! Не нужны ни слова, ни пояснения, ни пафосные речи. Краткость - сестра таланта.
В итоге, Бондарчук начал свой фильм за здравие, а кончил ниже плинтуса и снял агитку о Войне
. Американский фильм более ровный, а к финалу заметно прибавил, Кинг Видор несомненно снял фильм о Мире
. И я без зазрения совести отдаю пальму первенства Кингу Видору.
P.S.: Вспоминаются огромные, синие-синие, удивленые глаза Людмилы Савельевой в роли Наташи Ростовой, которые снимал Бондарчук. Зрелище несомненно красивое, но показывать их постоянно к месту и не к месту, на протяжении всего фильма, можно наверное только не отходя от ЛСД-шного "трипа".