Спасибо. Я тоже об этом думала. Сегодня всю ночь не спала. Страшно от того, что маленький ребёнок возьмёт в себя часть папы-алкоголизм.
Сегодня я ещё поняла, что контролирую его очень. И требую очень много всего. И мне кажется, мало чего даю взамен.
И именно поэтому пока не могу сказать так, как Вы.
Вот единственное что я вынесла из созраздела одного форума, что алкоголика невозможно ни спасти, ни переделать, можно помочь в одном случае - оставить в покое (уйти совсем или жить вместе, но заниматься собой) А ребенок будет ВДА - это практически диагноз
ВДА – это люди, которые являются выходцами из семей, где минимум один из родителей являлся зависимым от алкоголя, и в связи с этим они были вынуждены выработать определенные экзистенциальные качества, помогающие «выживать» в данной семье. Однако эти же качества абсолютно дестабилизируют жизнь вне родительской дисфункциональной семьи.
Не следует разделять термин ВДА с термином ВДД - взрослые дети из дисфункциональных семей. Это связано с тем, что подобные проблемы могут касаться не только людей выросших в алкогольных семьях, но и тех, кто воспитывался в дисфункциональных семьях, в которых проявлялись акты всех видов насилия, перфекционизм, религиозный фанатизм, «эмоциональный развод» родителей, запрет на выражения чувств и пр.
Анонимные жертвы, или армия ВДА
Хотим мы этого или не хотим, но мы — созависимые. А наши черты объединены в одном очень свойственном россиянам архетипе — образе жертвы. Злобной жертвы.
Как-то на летнем интенсиве я пришла на вечернюю динамическую группу в очень плохом настроении. Плохом — не то слово. Злобно-тоскливом. Сижу. Молчу. Меня спрашивают:
"Что с тобой?". "Даже не знаю, стоит ли об этом говорить. В общем, у меня отец опять запил".
Сначала — тишина, потом — отклики. Я не ожидала, что эта проблема коснулась всех присутствующих! У кого отец, у кого брат, у кого мать, дядя, дедушка…
Как бы горько это ни звучало, но все мы (или почти все) — внуки и дети алкоголиков. Огромная анонимная армия ВДА. И имя нам — легион. ВДА — это аббревиатура для 12-ти шаговой программы выздоровления взрослых детей-алкоголиков, членом которой с недавнего времени являюсь и я.
Есть такая замечательная книга, ставшая уже хрестоматийной — Энн У. Смит "Внуки алкоголиков". В ней убедительно доказывается, что не только жизнь с пьющими родителями может стать причиной развития созависимой личности, но также, если в семье есть или были люди (родители родителей, например), чья история могла повлиять на наше становление. Даже, если мы никогда не видели этих людей и не жили вместе с ними.
"Почему я должен относить себя к категории людей созависимых, если мои родители не злоупотребляли ни алкоголем, ни наркотиками?" — спросите вы. Во-первых, перефразируя великого классика, можно сказать, что многие несчастные семьи несчастливы одинаково, то есть в них есть
"движущие силы созависимой семьи, которые легко переходят от поколения к поколению" (Э.У. Смит). Во-вторых, зависимость может быть разной. И это не обязательно зависимость от психоактивных веществ.
Вот пример одной семьи.
Раз в год, обычно ближе к лету, молодой супруг уходит от своей молодой жены — с вещами, с компьютером. Уходит жить к какому-нибудь другу, вместе с которым они начинают вести раздольный холостяцкий образ жизни: немного пьют, немного гуляют с девушками, не работают, живут в долг.
Супруга — "умирает": не ест, не пьёт, плачет целыми днями, понемногу сходит с ума (мысли путаются, галлюцинации появляются). От суицида спасает лишь мысль о матери и младшей сестре.
Через две недели весь этот цирк заканчивается. Блудный муж возвращается. Всё забыто — живём дальше.
Вот такой у молодого человека "запой" случается раз в год, всенепременно. А жена, конечно, — классическая созависимая, поскольку с уходом благоверного вся её жизнь полностью останавливается, а дышать и жить она начинает только с момента его возвращения.
Кстати, у жены алкоголиком был отец, у мужа — мать.
Как-то после лекции ко мне подошла девушка и сказала, что узнала себя в образе жертвы, только никак не может понять, почему она такая, ведь её родители не пили. Между тем, она рассказала, что у отца постоянно были любовницы, и жизнь семьи была организована вокруг его загулов и страданий матери.
Так что зависимости бывают разные. И созависимостью мы можем заболеть даже, если наши родители непьющие и наркотики не употребляющие.