Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии…
Именно Чиксентмийайи первым из психологов описал известное почти каждому состояние потока, во время которого человек утрачивает чувство времени, голода и даже собственного «я», сливается с процессом, полностью концентрируется на задаче, выполняя ее максимально эффективно, испытывая от этого радость и удовлетворение.
Исследуя это состояние, Чиксентмихайи выяснил массу любопытных вещей. Например, что люди при всей своей нелюбви к работе именно там находятся в потоке куда чаще, чем во время долгожданного ничегонеделания; что наиболее счастливы те, кто не противопоставляет работу отдыху; что возникновение скуки и заинтересованности легко предсказать.
Одна из теорий потока, состоит в том, что
поток возникает, когда умения человека соответствуют вызовам, с которым он сталкивается. Если задачи слишком сложные, человек испытывает тревогу и беспокойство, а если слишком легкие, то скуку. То есть, существует оптимальная точка, в которой есть равновесие и в которой возникает поток.
Что такое поток?
Поток – базовое человеческое переживание, такое же, как голод, страх или радость. Это ощущение, когда вы полностью вовлечены в то, что делаете, причем ради самой деятельности. Это состояние полной сосредоточенности. Нет ни апатии, ни суеты и лишних движений. Переживая поток, мы чувствуем себя лучше – в школе, дома, на работе…Мы переживаем радость.
Конечно, создание потока требует усилий.
Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать ее перевод, я читал ее по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил ее, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, – в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своем месте, и в этом тексте нет ни одной щелочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя веселый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нем биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга – как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряженность, тонус и жизнь.
http://iknigi.net/avtor-mihay-chiks...ivaniya-mihay-chiksentmihayi/read/page-1.html