Как угнать самолёт
Сразу оговорюсь: за последствия не отвечаю!
Как-то раз мне задавали вопрос, где же в самолете находится заветный замок зажигания, а буквально пару дней назад в ЖЖ какого-то блога про Америку двое хлопцев на обсуждают вопрос, как можно взять самолет, оставленный без присмотра и свалить на нем к счастливой жизни к дяде Сэму, поразился тому, как выразился один из них, с ником Klipon: "Там все вроде подписано, правда по английски", второй ему отвечал: "Я знаю инглишь не плохо, если посидеть подумать, можно разобраться".
Ну самолет это не автомобиль, предположим у этих ребят уже приготовлен аэродром где-нибудь на Гавайях. Что же дальше? Надо попасть на территорию аэродрома — если это в России и СНГ — то незаметно не получится, даже не пытайтесь, ну а если в Европе, или Корее — и на вас зеленый жилет со спецовкой -на вас не обратят внимание. Ну нашим героям повезло и живут они у моря, и аэродром находится и у моря. Весь персонал аэропорта заснул среди бутылок в пьяном угаре после бурного Нового года. Как правило самолеты стоят не заправленные, а если стоянка долгая то снимают и аккумуляторы. Но предположим, что цены на топливо постоянно растут, поэтому авиакомпания заправляет борт как можно скорее, что бы сэкономить на топливе, поэтому самолет на дальней стоянке оставили без присмотра, предварительно подготовив его к полету. Кстати, самолет Боинг-737. Самый распространенный массовый лайнер.
Вот, допустим, получилось подогнать техническую лестницу, и опять повезло — дверь не примерзла, самолет без сигнализации, и вот добрались наши герои в кабину — и упали в обморок! Попытка найти взглядом что-то похожее на замок зажигания ни к чему не приводит, в кабине все подписано, очень, конечно информативно, английские аббревиатуры "STBY", "PWR", "APU" и тд…
В общем небольшой ликбез
Оверхид — панель над головой
1 — индикатор выпуска предкрылков.
2 — включение привода гидросистемы ( левой, правой), под тумблерами соответствуещее табло статуса ГЧС
3 — табло состояние гидравлики
4 — (под красным колпачком) — тумблер принудительного выпуска закрылков.
5 — тумблеры подключения привода спойлеров ( они же интерцепторы). (секции А и секции Б).
6 — табло состояния автоматического выпуска спойлеров ( при касании и включенном реверсе)
7 — Включение демпфера поперечной устойчивости.
8 — В общем панель, переключения сигналов навигации. ( Откуда будет получать данные FMS)
9, 10 — указатель температуры топлива, табло состояния перекачки топлива (закрыта)
11, 12 — щиток управления топливной системой. Левая и правая группа баков ( 6 тумблеров, 4 у крыльевых баков, 2 у центрального), над каждой группой соответствующее табло, которое загорая при включении группы.
13,14 — табло низкого уровня топлива в соответствущей группе.
15 — астрокомпас.
16 — бортовой самописец ( главный включатель )
17 — полетный самописец, там же включение контроля скорости проще говоря "черный ящик"
18 — речевой самописец
19 — панель отопителя. Два термометра показываю температура воздуха, который подается по воздуховодам, между ними селектор — переключает, что бы приборы показали темпр. магистралей салона/кабины.
20 — термометр, показывающий общую температуру в салона.
21 — два табло — они загораются в случае, если подается слишком горячий воздух.
22 — управление температурным режимом отопителя.
23 — панель управления отбором воздуха. Расходомер воздуха. Самый верхний тумблер — режим рециркуляции.
24 — тумблеры (кабина/2 салон/техотсек) включения вентиляции (выкл/слабо/сильно). Под ними табло, которые горят, когда вентиляция ( отопитель не работают)
25 — тумблеры отбора воздуха ( 1 дв, ВСУ, 2 дв)
26 — система управления кабинным давлением. Верхнее окошко — высота эшелона. Нижнее — высота аэродрома над уровнем моря. Режим работы системы ( ожидание/ ручной/автом). Есть несколько вариантов пульта этой системы с незначительными отличиями.
27 -Инерциональная система определения местоположения, вычисления магнитного склонения. Пульт для ручного ввода координат в окошке. Переключатель (27) — позволяет выбрать нужный режим работы. В режиме IRS текущие координаты определяются автоматически.
28 — управление согласованием навигационных систем.
29 — электро табло. Показывает заряд АКБ, напряжение бортсети, силу тока.
30 -Левый -селектор для выбора показаний, которые надо отобразить, правый селектор — выбора источника питания ( Генераторы дв., ВСУ и тд…). Тумблер под колпачком разъединяет клеммы АКБ. правый тумблер — подключается при подаче аэродромного питания.
31 — Панель подключение шин и выпрямителей тока. Под ними панель с 4мя тумблерами табло — панель подключения генераторов. темблера под черным колпчком — трансферное подключение.
32 — Два тумблера в центре — включают генератор ВСУ. Левый — первого двигателя, правый — второго двигателя.
33 — тахометр ВСУ.
34 — панель управления дворниками лобового стекла ( левого) (Выкл/слабо/средне/сильно)
35 — тумблера запуска ВСУ. ( выкл/вкл/старт)
36 — панель управления обогревом и табло к ним. Четыре тумблера — обогрев стекл. два нижних — обогрев трубки ППД.
37 — первый тумблер — обогрев крыла. Два других — обогрев гондол двигателей, соответственно 1 го и 2 го.
38 — включение гидронасосов.
39 — указатель разницы давлений ( в самолете за бортом)
40 — указатель изменения внутреннего давления.
41,42 — запуск двигателей№ 1 и №2 соответственно ( выкл/вкл зажигания/ вкл дв / запуск). Между рукоятками тумблер — который выбирает какой двигатель запустить.
43 — система управления и переключения между микрофонами и внутренней связи на борту.
44 — панель выпуская аварийной турбины, которая выполняет роль генератора, раскручивается встречным потоком воздуха, при неисправности штатных генераторов.
45 — магнитный компас.
46 — яркость подсветки
47 — включение аварийного освещения. включение табло "Не курить", "Пристегнуть ремни" ( Выкл/вкл/авт)
48 — управление подсветкой панели
49 — 4ре тумблера выпуска посадочных фар.
50 — взлетные огни ( слева -рулежные)
51 — управление световым оборудованием самолета. ( Включение проблескового маяка, аэронавигационных огней, освещение киля)
52 — панель управления дворниками правого лобового стекла.
54 — часы.
55 — шкала спидометра.
56 — командно-пилотажный дисплей, включающий в себя, авиагоризонт, спидометр, вариометр, альтиметр, радиокомпас, командно-пилотажный прибор, указатель числа маха, температура за бортом, а так же информационные табло.
57 — шкала высотомера
58 — навигационно-пилотажный дисплей. Отображает план полета, радиокомпас, курс, направление, совмещает функции погодного радара, систему предупреждения о столкновении, навигационные параметры.
59 — бортовой компьютер.
60 — колесо управления положением триммера стабилизатора.
61 — стояночный тормоз
62 — краны подачи топлива для дв№1 -левый, для дв№2 — правый.
63 — триммеры стабилизатора
64 — ручка выпуска закрылков
65 — рычаг выпуска шасси.
66 — управление режимами отображения навигационно-пилотажного дисплея.
67 — главное табло световой системы оповещения.
68 — панель управления метео-радаром, режимами, а так же масштаб отображения на навигационно-пилотажном дисплеи.
69 — рукоятка и окошко задания курса.
70 — включатель автомата тяги
71 — селектор задания скорости и окошко отображения заданной скорости. Скорость задается либо в узлах, либо числом Маха, кнопки соответветственно позволяют переключатся между режимами.
72 — задатчик направление ( селектор и окошко), рядом кнопки выбора режима. нижняя (под селектором) — самолет летит по заданному направлению в окошке.
73 — Первая кнопка -режим вертикальной навигации, самолет получает данные от бортового компьютера ( сведения о высоте, вертикальной и приборной скорости). Вторая — ражим горизонтальной навигации (курс, направление, поправку на меридиан, угол сноса…)- т.е параметры задаются бортовым компьютером. Два режима можно использовать одновременно (если в компьютер ввести полные данные). Нижняя кнопка — автоматическая посадка ( работает при правильно настроенном компьютере).
74 — задатчик высоты, которую будет удерживать самолет.
75 — задатчик вертикальной скорости.
76 — главный включатель автопилота. 4 независимых канала.
77 — главный выключатель автопилота
77-2 — дисплей контроля двигателей. Отображает обороты 1-го, 2-го контура, температуру газов, давление масла, выводятся сообщения о неисправностях или выключения систем ( все технические параметры)
78 — включение автоматического тормоза.
79 — переключатель между магнитным/ истинным курсом.
80 — индикатор выпуска закрылков.
81 — радиокомпас. Рядом с ним резервный авиагоризонт.
82 — ручка выпуска спойлеров.
83 — рычаги управление двигателями.
пульт управление радио-оборудованием, расположен в проходе между креслами пилотов
81 — настройка сигнала для связи с диспетчером.
82 — навигационное радио. Настройка частоты. Если сигналы идут от компьютера, частота задается автоматически. При полете по маякам — задается частота маяка. В первое окошко вводится нужный маяк, во второе — следующий, при пролете первого маяка, переключаемся на вторую частоту, а первую настраиваем на третий маяк и тд…
83 — видеоэкран, можно обозревать обстановку вокруг с веб-камер.
84 — панель управления радиокомпасом. Принцип тот же что при полете по VOR-маякам. Вводится частота ND-радиостанции.
85- триммеры элеронов.
86 — триммеры руля направления.
87 — код трансподера, код бортового сигнала, код ответчика.
88 — пульт управления микрофоном.
Ну что, ну отпало желание "по чистой увести" самолет?
Предположим, что хотя бы один из наших пилотов летал на авиа-тренажере на Кутузовском проспекте, и что-то отложилось в его памяти. Самолет, как уже говорилось, по счастливому для них стечений обстоятельств заправлен, обслужен, к полету готов.
Включаем АКБ ( тумблер 30), теперь надо запустить ВСУ — такой маленький вспомогательный двигатель, уже от которого будем запускать основные двигатели, а так же служит, генератором и кондиционером на земле. Теперь надо включить левый топливный насос (12), хотя на некоторых машинах правый, после чего жмем тумблер запуска (35), срываем вниз до упора. По тахометру (33) контролируем обороты. Когда обороты ВСУ дойдут до максимальных, тумблер запуска отстреливает в положение ( ВКЛ), надо запитать самолет электричеством, поэтому включаем гнераторы ВСУ (32), и переключаем питание на них (30), правый галетник. После этого включаем отбор воздуха от ВСУ ( 25), тумблер по центру, включаем надув воздуха в кабину и салон ( 24, 23), делаем повыше температуру магистралей ( 22), ждем когда прогреются до приемлимой. В это время пока многочисленные патрубки прогреваются, включим иннерциональную систему ( 27), когда появятся координаты в окошечке, делаем согласование инерциалки (28), поставив переключатели в положение NAV. Настраиваем систему управления кабинным давлением (26).
В представлении наших героев — бортовой компьютер, нечто с тонким экраном и супер-продвинотой виндой. На самом деле интерфейс этого компьютера напоминает первые ОС с командной строй и ярко-зелено-черным интерфейсом. На главной странице появляются пустые поля с кучей аббревиатур "ALT", "DEP, "ARR"… естественно наши угонщики в ступоре. В командной строке появились координаты — те же что и на инерциалке. Случай Клипон тыкая напротив одного из окошечек и на темных дисплеях появляется авиагоризонт — и карта! Но что делать дальше с этим шайтан-прибором, как его настроить на автоматический полет из пункта А в пункт Б, да еще с автоматической посадкой, не позволяют знания. Можно старым дедовским методом по VOR маякам и NDB радиостанциям. Карт в кабине с перечнем частот не оказалось, благо что они есть в свободном доступе и маршрут был продуман заранее выписан и распечатан. Допустим, с горем по полам им удалось настроить радио-данные. Теперь надо запустить двигатели. Благо, что на штурвале прикреплен чек-лист с перечнем обязательных операций, и знания английского языка позволяют сопоставлять надписи на панели с названием операций)
Включаем топливные насосы всех групп баков ( где есть топливо) (11), включаем гидросистемы (2,3), автоматически спойлеры ( 5), демпфер (7), освещение (47), выбираем запускаемый двигатель тумблером (41), и поворачиваем рукоятку в положение START. Где-то сзади раздается гул, вибрация, стартер раскручивает двигатели — однако обороты не растут. Не хочет запусаться двигатель. Правильно, забыли включить подачу топлива (62)! Но опять — крутит, но не запускает. В чем же дело? По авиационным форумам пойдет вселенский плачь, мол как же, стартер крутит, подача есть, а двигатель не схватывается. Ну так стартеру воздуха не хватает! Выключить забыли (24) надув воздуха. теперь стартер закрутил резвее! И вуаля — движок запустился. Повторим процедуру со вторым двигателем, не забывая переключить тумблер (41) на правый. Ну вот двигатели запущены. Теперь надо включить генераторы и запитать самолет от двигателей, крайний правый и левый тумблеры (32) жмем, отбор воздуха от двигателей ( 25), отбор от ВСУ отключаем тумблером по середине. Можно включить надув, а то уже дышать тяжело (24), включаем гидронасосы (38), глушим ВСУ (35). Вот это только начало — мы только запустили двигатели. А ведь дальше еще руление, взлет, полет, посадка, опять руление — тут словарного запаса не хватит описать процессы.
Руление, к слову, сложная задача даже для пилотов с небольшим опытом. У самолета не просто большие габариты. Передняя стойка метра два за тобой сзади, а основные — 15метров. А ведь еще есть хвост, есть выхлоп из двигателя, которым запросто может перевернуть даже грузовик или автобус, поэтому надо чувствовать, что сзади, где-то метров 50, зеркал заднего вида у самолета нет, и обратного хода тоже. Лишь на некоторых отечественных самолетах реверс позволяет медленно дать заднюю.
На взлете важно самолет удержать на полосе, что при отсутствии навыков даже при не большом ветре превращается в непосильную задачу, а выкат на скорости — 250 км/ч — катастрофа или серьезное повреждение шасси как минимум. Да и просто отрыва — новичек будет удивлен тем, что, как ему кажется машина нехотя реагирует на рули, от того он будет сучить штурвалом из крайнего в крайнее положение. Самолет весит 80 тонн, от того инертный очень. Отклоните штурвал — машина отреагирует через несколько секунд только, а штурвал нужно уже в обратную сторону, иначе крен может превысить опасные пределы.
Про уборку закрылов — история отдельная, тут можно запросто свалить самолет, если его не разогнать до безопасной скорости, благо на современных спидометрах есть обозначения по секторам безопасной скорости для каждого этапа полета. А про посадку даже не стоит рассказывать — слишком много потребуется рассказывать про ILS, визуальную посадку, посадку по приводам, про директорные стрелки, которые надо удерживать в центре, распределение внимание за контролем высоты-курса-скорости-вертикальной скорости, в общем тот этап, на котором надо продемонстрировать все профессиональные познания и самый сложный этап, который не выполнит не то что бы человек с улицы, а даже пилот легкомоторного самолета. Поэтому, когда показывают в фильмах, как какой-нибудь пассажир садит самолет по советам диспетчеров с земли -да еще с пожаром двигателя, неисправностью шасси, можно сразу переключаться на "Поле чудес" — не посадит в жизни, так же как не посадит террорист, севший за штурвал, даже если он теоретически готовился к этому, и впервые оказался за штурвалом. А вообще за угон воздушного судна, особенно касается наших персонажей — вместо благополучной и свободной Америке можно оказаться на строгаче от 5 до 8 лет кстати